«Соперника задело, что девочка младше него может его победить»: узбекская гонщица о конкуренции

Кристине 14 лет, и она представляет Узбекистан на международных соревнованиях.


Кристина Щипкова — первая в истории Узбекистана автоспортсменка, которая поехала под знаменем флага Узбекистана участвовать в международном соревновании. С семи лет девочка профессионально занимается картингом. В октябре 2020 года Кристина прошла международную селекцию FIA Girls on Track — Rising Stars, со всего СНГ она единственная, кто прошел. Мечта Кристины прийти в Formula 1 начинается правильно, так как картинг — это формульный класс. Есть кузовной класс — автомобили с кузовами, а картинг — это колыбель всех формулистов, потому что все они вырастают из картинга. Любой пилот Formula 1 начинает с картинга. TBLD поговорил с Кристиной Щипковой о ее карьере, первых заездах и соревнованиях во Франции.

Начало карьеры и первый заезд

В этот спорт я попала благодаря отцу. Изначально он занимался мотокроссом, но благодаря своему тренеру он узнал про картинг. Тренер позвал моего отца, чтобы попробовать один раз поучаствовать. После этого он начал заниматься картингом. Когда я немного подросла, отец начал брать меня с собой на соревнования и по мотокроссу, и по картингу. Один раз, когда он привел меня на соревнования, в конце он посадил меня на карт, чтобы сфотографировать. Потом он спросил меня, хотела ли бы я заниматься картингом. Я сразу же сказала согласилась. Мой первый карт отец собрал для меня сам с нуля. На своих первых соревнованиях я заняла четвертое место среди 25 участников. На тот момент мне было семь лет. До соревнований у меня была только одна тренировка. 

Тренировки и подготовки к заездам

Сначала мы разгружаем карты, заливаем бензин, разводим масло, колеса качаем. Переодеваемся в форму, делаем зарядку, упор идет на руки. После, если все нормально, то садимся и медленно проезжаем три круга для прогрева мотора. Наша трасса находится на Рахате, там и проходят тренировки. Первый круг — проверяем трассу на наличие камней, мусора. Мы стараемся не ездить в дождь, только если соревнования. Я вообще всего два раза ездила в дождь. В первый раз на Рахате и второй раз в Намангане. В первый раз на Рахате было нетрудно, потому что вы не знаете ощущения, как там водить. На скольжении надо было медленнее проходить повороты, дождевые баллоны были. Но прямо на последнем круге мотор накрылся. Просто залило водой.

Если есть резина, то мы каждую неделю тренируемся. Иногда бывает два раза в неделю, иногда один раз. Автоспорт — это очень дорогой вид спорта. В технически-прикладных видах спорта очень много расходов. Сам картинг недешевое удовольствие, и одна тренировка съедает один комплект резины. Один комплект резины стоит порядка $300-400. На данном этапе автоспорт в Узбекистане в таком состоянии, что все картингисты являются энтузиастами,  — рассказывает Камола Махбубова, представитель промоушн-агентства Кристины.

Истории с соревнований и заездов

На соревнованиях был такой случай: всего восемь кругов, я уже проехала пять, и вдруг на повороте возникает колесо от КАМАЗа прямо посередине дороги. Повернуть некуда — или в забор, или в колесо. В итоге я на колесо наехала и перевернулась несколько раз. А ведь на этих соревнования у меня были новый карт, новая форма и новый шлем. Отец мне сказал обращаться с обновками очень аккуратно, угрожая завершением спортивной карьеры. Поэтому когда я перевернулась, то расплакалась вовсе не от боли, а от страха перед завершением спорта. Отец спросил, почему я плачу, я ответила, что от страха. Отец ответил, что это мелочи жизни, главное я сама цела. Быстро починил карт, и я продолжила гонку. После этого, конечно, появился страх перед поворотами. А еще я повредила руку при падении. 

Были проблемы когда у меня был недовес (у гонщиков есть определенные критерии по весу для перехода в следующий класс — прим. ред.). Когда я перешла в класс КФ «125» (объем двигателя — прим. ред.), мне было 12, а по правилам можно в 14. То есть я на 2 года всегда раньше перехожу, потому что опыт и достижения позволяют.

Гран-при вокруг сквера Амира Темура — мое первое соревнование со взрослыми мужчинами. И вот как раз тогда мне не хватало где-то 10-15 килограммов. Отец сделал специальную модификацию — прикрутил блины от гантелей на заднюю часть карта. На этом же заезде участвовал лучший друг отца. Он ехал за мной и хотел обогнать, но почему-то не обгонял. После заезда мне сказали, что блины открепились и заискрились, а он боялся идти на обгон, потому что думал, что блины могут попасть в него.

Был еще случай во время гонок, когда я почти пришла к финишу, обогнала мальчика, который чуть старше меня, между нами было расстояние примерно два-три метра, и вот под самый конец он газует и просто выбивает меня. Как он позже сказал, его задело, что какая-то девочка младше него может его сделать. 

На соревнования во Францию из-за пандемии поехали только я и представитель промоушн-агентства Камола. Мне не хватало отца, его поддержки, чтобы он тоже послушал мотор. На соревнованиях было несколько этапов, после каждого участницы отсеивались. Если всего было 20 девочек, то в конце остались всего четыре, которые в дальнейшем поборются за участие в Formula 4 под эгидой Академии Ferrari.  Я вылетела после первого этапа, но сам факт того, что я приняла участие — уже достижение. Если бы я имела здесь, в своей стране, огромную, профессиональную трассу, скоростную, чтобы иметь возможность на ней тренироваться, то там была бы совершенно другая конкуренция. Мои конкурентки были из стран, которые имеют собственные трассы Formula 1: Бельгия, Германия, Франция, Бразилия, Индия, а я тренировалась на Рахате на трассе не самого лучшего качества. 

Во Франции была абсолютно профессиональная команда. Все карты были новые. Мы тренировались на профессиональной трассе Formula 1 — в Поль-Рикар. Все участницы имеют равные технические условия, всем предоставляются абсолютно новые картинги. Там идет индивидуальная подготовка картингисток, проверка на то, как каждая из них вживается в условия. Также там выдавали форму бренда OMP: термобелье, перчатки, комбинезон, шлем, даже шнурки и маску. В будущем мы еще планируем поехать во Францию.

Официальным спонсором Кристины Щипковой являлся АГМК, а продвижением гонщицы занимается Sport Luxury Events Promotion и инициативная группа Национальный автомобильный клуб Узбекистана. Также партнеры Кристины — Министерство спорта Узбекистана и посольство Франции.

Источник фото: Sport Luxury Events Promotion

Больше материалов в Телеграм-канале @TBLD.

Больше материалов в Телеграм-канале @TBLD

tg