«Ранее здесь хранились волосы из бороды Пророка»: 9 неизвестных фактов о мечети «Хаст-Имам» — фото

Расположенный в старом городе архитектурный комплекс давно превратился в религиозный центр Ташкента.


Узбекистан известен на весь мир своими великолепными памятниками восточной архитектуры, и хотя большая часть мавзолеев, медресе и дворцов сосредоточена в Самарканде, Бухаре и Хиве, основными авиационными воротами Узбекистана является Ташкент и каждый турист, прибывающий в Ташкент, в первую очередь, отправляется именно в культурно-архитектурный комплекс «Хазрати Имам», в народе называемый «Хаст-Имам».

Современный вид Ташкента создаёт иллюзию того, что это новый город, но на самом деле уже в древних рукописях упоминаются сведения о Ташкенте, но под другими именами. За 2000 лет существования город называли Лоюни, Юни, Чжеши, Чжечжи, Ши, Чач, Шаш, Шашкент, Мадинатуш Шаш, Бинкат и Таркан, а название Тошканд впервые встречается в произведении Абу Рейхана Беруни «Конуни Масъудий», а позже в книге Махмуда Кашгари «Девани лугатит турк» («Словарь тюркского языка»), в которой он упоминается как столица провинции Шаш.

За 1000 лет Ташкент стал настоящей колыбелью исламской культуры в Центральной Азии. Неотъемлемой частью современного облика города являются такие его святыни, как Шейх Хованд Тохур, медресе Кукелдаш и Абулкасим, комплекс Занги-ота, Куйлик-ота и Шайх Зайнитдин. Но особое место среди них занимает древний район Хазрати Имам с расположенными там мавзолеем Каффала Шаши, медресе Барокхан и Муйи муборак, а также мечетями Хазрати Имам и Тилла Шайх.

Расположенный в старом городе архитектурный комплекс давно превратился в религиозный центр Ташкента и совсем скоро по соседству с ним будет открыт крупнейший в Центральной Азии «Центр исламской цивилизации», который наряду с изучением научно-культурного наследия узбекского народа будет заниматься пропагандой ислама и сохранением культурного наследия узбекского этноса для будущих поколений. Культурно-архитектурный комплекс «Хаст-Имам» состоит из целого ряда строений, в число которых входят гробницы, медресе и мечети, а история комплекса имеет более тысячи лет.

2. Первым бросающимся в глаза элементом комплекса являются два огромных 52метровых минарета, построенных перед соборной мечетью. Мало кто знает, что минареты строили разные коллективы мастеров. Так, минарет с правой стороны построили коллективы хорезмийских мастеров Ибрахим-уста и Эркин-уста, а левый – самаркандского мастера Шариф-ота.


3. Крупнейшим объектом комплекса является огромная двухкупольная соборная мечеть Хазрати Имам (Хастимам), считающаяся крупнейшим религиозным сооружением Узбекистана. Хотя она выполнена в совершенно не похожем на архитектуру Самарканда стиле, если присмотреться внимательнее, можно заметить, что внутренняя часть голубых куполов мечети сделана в стиле самаркандского медресе Тиллякари, но в отличие от Тиллякари в куполах Хастимама установлены окнасветильники, через которые во внутренний зал мечети попадает солнечный свет.

4. В отличие от образцов Самаркандского и Бухарского зодчества у мечети Хастимам аж три неповторимых портала, над каждым из которых красуется эпиграфика на арабском языке, сделанная лучшими мастерами каллиграфии Узбекистана. Суть суры над левым порталом в том, что нужно быть добрыми и терпеливыми. Суры над центральным порталом в том, что нужно быть справедливым, честным и щедрым, а над правым порталом в том, что за зло человек будет наказан, а за добро – вознаграждён.

5. Площадь между мечетью Хастимам и медресе Барокхан выполнена в виде огромного места для совершения молитвы. Во время празднования Хайита на ней может одновременно разместиться более 20 000 человек.

 

6. На левой части площади расположено небольшое медресе Муйи Муборак, название которого можно перевести как «Священный волос», в одной из специальных комнат которого в стеклянном сосуде хранились несколько волос с бороды Пророка Мухаммада, которые в начале девятнадцатого века были подарены правителю Кокандского ханства турецким султаном. Многие сомневались в существовании этой реликвии и называли это мифом, но после того, как в 2014 году один волос Пророка Мухаммада был доставлен из Узбекистана в Грозный в качестве дара и символа дружбы между узбекским и чеченским народами, все сомнения были развеяны. Спустя год, в 2015 году, волос Пророка Мухаммада доставили из мечети «Сердце Чечни» в Москву, так как он был передан в дар Соборной мечети Москвы от чеченского лидера Рамзана Кадырова.

7. Сейчас медресе Муйи Муборак отреставрировано и преобразовано в музей-библиотеку знаменитого экземпляра Корана – Мусхафа Усмана. Этот Священный Коран был переписан на оленьих шкурах в 7 веке и 28 августа 2000 года ЮНЕСКО выдало сертификат, подтверждающий его оригинальность.

8. Настоящим украшением комплекса является медресе Барокхана, выполненное в стиле самаркандского зодчества. И хотя сейчас внутри медресе Барокхана находятся лавки народных ремесленников, под центральным куполом находится настоящая гробница Суюнчходжахана. Сейчас мало кто помнит о средневековых правителях Центральной Азии, но Суюнчходжаханбыл непростым человеком. Будучи внуком Мирзо-Улугбека и родным дядей основателя династии Шейбанидов, пришедшей на смену династии Тимуридов, именно Суюнчходжахан стал верховным ханом всего государства Шейбанидов в 1511 году после неожиданной смерти Шейбани-хана. Интересно, что Суюнчходжахан был не единственным Ташкентцем, правившим государством Шейбанидов. В 1552 году на престол взошёл внук Суюнчходжахана по имени Науруз Ахмедхан, которого называли Барокхан, что переводится как «Благословенный правитель». Именно по его приказу над могилой его отца было выстроено величественное медресе, по сей день носящее его имя.

9. Гробница Каффала Шаши, расположенная в дальнем правом углу комплекса, была построена по приказу Амира Тимура. Об этом свидетельствует надпись на надгробии Каффала Шаши. Ну, а сам мавзолей был построен по приказу восьмого хана всех узбеков Науруз Ахмедхана из династии Шейбанидов, который был праправнуком Амира Тимура.

Автор: Саид Туляганов

Больше материалов в Телеграм-канале @TBLD.