Ежегодно в мире производится до 100 000 000 текстиля, и это серьезно влияет на загрязнение окружающей среды (большое количество ресурсов уходит на производство одежды, а на разложение — годы).
Осознавая эту проблему, прогрессивные дизайнеры теперь производят по одной коллекции в год вместо двух или четырех привычных, а крупные масс-маркет бренды призывают сдавать бывшую в употреблении одежду (далее: б/у) им обратно, чтобы те смогли произвести из этих ресурсов.
До появления коронавируса в нашей жизни ресейл-платформы (те, которые перепродают одежду) только набирали обороты, а во время пандемии и вовсе стали популярными. Одна из этих причин: ценовая политика и новый взгляд на осознанное потребление.
В Узбекистане, а также странах СНГ к покупке и ношению б/у одежды пока что относятся скептически. Одни думают, что носить такую одежду негигиенично, другие верят в то, что она сохраняет энергию предыдущего владельца. Третьи же уверены в том, что старая одежда = недолговечная.
Во всех случаях мнение людей имеет место быть, однако в противовес этому есть аргументы:
- Цена на б/у одежду гораздо ниже новой. На самом деле, даже сдав вещь в химчистку можно сэкономить N-ую сумму денег, а современные ресейл-платформы и вовсе допускают к продаже уже прошедшую обработку одежду.
- Существует соотношение цены и качества, а также понятие «цена одной носки». При покупке той или иной одежды вы можете посмотреть на материал и оценить его состояние. Если вещь или предмет, который выставлен на продажу (далее — лот) брендовый, то тут его принадлежность говорит сама за себя. Как правило, в ценовую политику той или иной вещи закладывается не только имя дизайнера, но и качество пошива, а также использованные материалы.
- К третьему пункту у меня нет аргументов — верить во что-то или нет, личное дело каждого.
Несмотря на предвзятое отношение к перепродаже лотов на локальном рынке, ресейл существует в Узбекистане давно — как минимум, с появления СССР. Одежду было принято носить десятилетиями и передавать из поколения в поколения.
А история о том, как младший брат донашивал одежду за всеми предыдущими наверное знакома всем.
Та, что не подходила близким родственникам, уходила на продажу друзьям или продавалась за бесценок перекупщикам, а те в свою очередь везли ее на базар «Янгиабад». В этой сокровищнице можно было найти (да и сейчас) многое — от дешевой одежды до антикварной мебели.
Еще одна «лампа Алладина» — сайт OLX, на котором можно найти все, что угодно. Эта платформа для перепродажи существует с 2010 года (раньше она называлась Torg.uz). Помимо колясок и недвижимости здесь можно найти сокровища той или иной эпохи. Заколки из 90-х по 2 000 сумов или винтажный костюм всего за 70 000. Главное набраться терпения, запастись временем и уметь пользоваться фильтрами.
С объявлением карантина в прошлом году ресейл-платформы появились и в Instagram. Так ребята из Ташкента стали выставлять лоты, а потребители покупать их по выгодной цене. Кто-то перепродает то, что не подошло, другие — б/у брендовые вещи. Хотя такая инициатива была давно создана в группах на Facebook.
Сейчас тренд набирает обороты. В октябре прошлого года запустился первый онлайн-комиссионный магазин Keling, oling! Где владелица проекта показывает на примерах то, как б/у одежда может быть модной. А именно выбирает только актуальные модели и показывает на примерах, как их сочетать.
В отличие от других Intagram-платформ Keling, oling! организовывают собственные фотосессии и проводят поп-апы (временные ярмарки — прим. редакции).
В начале этого года на рынке появился физический комиссионный магазин Triftstor, который перепродает одежду, аксессуары, предметы интерьера, которые еще ранее были в употреблении.
По словам основателей, главное в Triftstor не сама вещь, а история, у кого она была раньше, кто её носил, или где её носили, как переделали и какой смысл в эту переделку вложили.
Физические second-hand и комиссионные магазины существовали и до этого, однако ребята продают лоты в определенной атмосфере и концепте.
В социальной сети появился еще один «игрок» в разумное потребление plugistan. Пока в аккаунте нет публикаций, однако, судя по описанию профиля, нас ждет подборка винтажной и уличной одежды.
Также блогер и совладелица магазина Simple Store Диера Бета разгружает и распродает личный гардероб в закрытом аккаунте. Такая практика достаточно популярна среди представителей модной индустрии.
Помимо перепродажи одежды довольно популярный формат — сдача брендовой вечерней одежды в прокат. В Узбекистане такой метод работы широко используется в сегменте свадебных мероприятий, однако в последнее время можно заметить и более современные версии. Такие странички ведут фотограф Эвелина Усманова, а также проект Dressart.uz.
Как бы скептически люди ни относились к вторичному потреблению, за этим будущее. И возможно с появлением новых проектов сторонников у перепродажи одежды станет больше.
Фото на обложке: Triftstor
Автор: Камилла Ахмедова, стилист и владелец бюро 7/1