Мы пообщались с несколькими дамами, которые водят автомобили. Они все разные, разного возраста, семейного и социального положения. Но посыл у них один.
Ксения Дасаева
По правде говоря, я не сталкивалась с негативным отношением непосредственно ко мне, как к женщине за рулем. Наоборот, в неприятных ситуациях, как например, прокол, за считанные секунды появляются водители-мужчины, готовые помочь абсолютно бесплатно.
С гаишниками тоже всегда все проходит спокойно — чаще всего отпускают. Помню, просрочила тех.осмотр и страховку, и на пути в ГАИ меня остановили дважды — дважды отпустили. За 6 лет вождения меня оштрафовали всего два раза за превышение (77 км/ч), один раз за парковку в неположенном месте. Одно из превышений зафиксировал патруль, забрали права, но когда я уходила, гаишник мне крикнул вслед: «Прости, сестра! Не обижайся!»
Но если у меня не было случаев хамского отношения, это не значит, что его не существует. Подруги сталкивались с тем, что им ни за что кричали «соска», могли подрезать, заигрывая. А мое любимое — это когда стоят толпой, выжидательно смотрят на паркующуюся девушку и снисходительно улыбаются, ожидая ее ошибку.
К слову, заметила, что чем дороже машина у девушки, тем тише себя ведут водители-мужчины. Я думаю, что причина понятна — боятся проблем. Но если машина подешевле, то не стесняется ни таксист, ни «камазист».
Сексизм часто встречается даже в СМИ — журналисты делают акцент обязательно на гендере, если в ДТП участвует девушка. Хотя если замешан мужчина, это никак отдельно не отметят.
А самая сексисткая группа в социальных сетях — это «Водители Ташкента» — там отрываются по полной. Особенно удивляет, когда сами женщины оскорбляют других женщин, используя стереотипные эпитеты.
Джамиля Ибрагимова
Я за рулем с 2010 года. На дороге относятся некоторые индивидуумы ужасно. Для них женщина за рулём — это прям нечто. Видимо, их женщины только у плиты стоят. Обращаются к женщинам неуважительно, пытаются вечно поиграть, зажать. Чаще всего это мужчины, которые, видимо, не состоялись в жизни и которые хотят показать на дороге свою значимость и маскулинность.
Я считаю, что вожу хорошо, так как права не покупала, а училась и имею опыт вождения. А тут так: пока не поездишь, на одной только теории не станешь хорошим водителем.
С хамством сталкивалась и не раз. К сожалению, мужчины не понимают, что за рулем мы все ВОДИТЕЛИ, и элементарно нарушают культуру вождения и уважения на дорогах.
Водила зарубежом в Европе — это был рай по культуре вождения!
Эльнора Ризаева
Мой водительский стаж составляет уже 14 лет, из них активных — 8. Обычно на дороге относятся нормально, так как вожу я адекватно, но да, зажимают, обгоняют, создавая аварийные ситуации. Может быть, видя за рулем женщину, думают, что когда начнут зажимать к обочине или выгонять с полосы, я испугаюсь и пропущу, чего я в принципе не делаю. Я просто еду на своей полосе, игнорируя их попытки, параллельно сильно клаксоня.
Бесит, когда стоишь в длинной очереди на светофоре, кто-нибудь проедет по полосе, которая идёт на поворот, улыбается, заигрывает и просит пропустить. Так и хочется сказать: «Чувак, твои якобы красивые глаза не стоят моего времени ожидания в пробке». Ну и в целом, это несправедливо — нужно честно ждать с остальными.
Однажды ехала в пробке возле ресторана Paul. Впереди была Малибу. Видимо, он искал парковку, но без поворотника, и очень резко затормозил. Я успела остановиться, а вот в меня въехал Дамас. Было темно, я не увидела ничего страшного и отпустила ребят, тем более, что Дамас был старой развалюхой, а ребята были очень простые. И только когда они уехали, увидела, что бампер треснул. Разозлилась, припарковалась возле того Малибу. Дождалась — подошёл мужчина. Я ему сказала, что нельзя так резко тормозить, что в меня въехала машина по его вине, что мне ничего не нужно от него, но так нельзя водить. На что он мне ответил, что я девушка, наверняка стаж вождения маленький, и что я сама виновата. Такие вот бывают люди.
Читайте также материал, связанный с виктимблеймингом: Психолог из Узбекистана о том, что короткая юбка не призыв к мужскому вниманию
Меня в Париже тоже однажды задел водитель каршеринга. Так он вежливо извинился, подписал все бумаги, все оплатил. За рубежом водят все профессионально, так как права не так легко получить или купить, как в Узбекистане. Никто не зажимает, обгоняют по правилам.
Люди в Узбекистане, в основном, водят машину примерно так же, как ходят по базару — толпой, толкаясь и ругаясь.
Честно говоря, в Европе люди адекватнее: если виноваты, вежливо извинятся либо предложат решение. Там нет разграничения между мужчиной и женщиной за рулем.
Туфельки на заднем стекле у меня нет. В целом, считаю, что этот знак принижает, так как предостерегает, что владелица машины водит плохо, потому что является женщиной.
Есть и плюсы. Когда сдуваются шины, сразу кто-то появляется и меняет мне их — это позитивно. Помогают с парковкой, хотя в принципе, мне это не нужно.
Нужно бороться с тем, что люди покупают права, не знают правил дорожного движения, так как все проблемы из-за этого и начинаются. Упреки тех, кто не может позволить себе машину, как у других, попытки оценить способности вождения и прочее, — все это упирается в примитивную культуру вождения.
Алина Мирзаева
Сексизм на дорогах беспощаден. Оскорбляет как нахальное, так и снисходительное отношение — я сама могу и припарковаться, и отъехать.
А факт рождения на этот свет мужчиной, разница в хромосомах не делают тебя хозяином дороги, это не значит, что я должна тебе уступить.
У мужчин стойкое ощущение, что если баба, значит, она автоматически тупая, поэтому можно не разбираться и сразу ее гасить: смотреть дьявольски, неприлично жестикулировать и сигналить.
Стоит заметить, что мне понятны причины сложившегося мнения «баба с гранатой» — часто женщины действительно тупят за рулём. Но мужиком нужно оставаться как в постели, так и на дороге. Воспитание никто не отменял.
Алла Силантьева
Я за рулем с 2010 года. За все это время было всего одно нарушение.
На ташкентских дорогах много проблем: отсутсвие полос разделительных, недостаток парковок, мозгов у многих водителей. Пешеходы тоже ходят, где, когда и как хотят. Знаки, мне кажется, больше половины не знают.
Конечная в центре города на Максимке — это же убийство в час пик!
С хамством сталкиваюсь часто. Однажды ехала по своей полосе, водитель маршрутки снес мне зеркало. Я вызвала представителей ГИБДД. Пока ожидала их приезда, услышала немало нецензурной брани в свой адрес, упреков. По приезду они выявили, что он же был не прав, у меня уточнили только, нет ли претензий к нему и отпустили. Зеркало я себе дорогостоящее возместила самостоятельно, благо, у меня такая возможность имеется, но так ведь не у всех.
За рулём все равны. Мы водители, но многие двуногие пользуются этим и обижают девочек на дорогах. А если ты на иномарке и без тонировки, то взгляды «ащщщщ» обеспечены!
Наталья Пулатова
Я уже 15 лет за рулём. Всю жизнь на иномарках, кстати. Всего три аварии произошли за этот период. Виновниками во всех ДТП были мужчины — доказано официально.
Обстановка на дорогах последние полгода из ряда вон отвратная. С моей точки зрения, водят ужасно и девочки, и мальчики: повсеместное незнание правил дородного движения, отсутствие самоуважения и уважения к окружающим!
При этом неоднократно мужчины без всякой финансовой выгоды спасали на дорогах: закончился бензин, стоишь, как дура — мужчины бензин привезут, зальют; залетела в арык — даже мужу позвонить не дали, вытащили, машину проверили, меня успокоили и дороги хорошей пожелали. Колеса проколола — остановятся, сами поменяют.
Но периодически все равно приходится ругаться, сталкиваясь с сексизмом.
Как можно заметить, женщины не просят к себе особенного отношения, снисхождения. При всем негативе умудряются даже отмечать позитивные случаи и благодарны за них. Они хотят, чтобы к ним относились просто уважительно, так же, как и ко всем остальным участникам движения. В правилах дорожного движения нет разделения на водителя-мужчину и водителя-женщину, нет поблажек и нет предубеждений. Есть лишь правила, одинаковые для всех. Давайте им следовать — и на дорогах станет для всех спокойнее и безопаснее.